Набережная реки Туры

Проект укрепления и благоустройства правого откоса берега реки Туры в городе Тюмени

Адрес: г. Тюмень
Проект: 2008-2012
Реализация: 2009-2018
Заказчик: ГКУ ТО «Управление капитального строительства», г. Тюмень
Генпроектировщик: ОАО «Сибречпроект», г. Новосибирск

Руководитель проекта: архитектор Минулин И. Г.
Идейный вдохновитель концепции: архитектор Алексеев С. А.
Помощники: архитекторы-техники Сергеев В. В., Чумаков А. И.
Воплощали идею: архитекторы Сизикова И. А., Вяткин С. П.
Комплексное решение сохранения памятников: архитектор Минулина Е. Г.
Свой вклад внесли: архитекторы Скворцов К. С., Пиняева Л. М.
Конструктивные решения части объектов: инженеры Гафаров Р. Ш., Мхитарян С. И.

Сегодня Набережная реки Туры уже стала своеобразной визитной карточкой Тюмени и любимым местом для жителей и гостей города. Здесь проходят городские фестивали и праздники, ежедневно тысячи людей проводят здесь своё время за пешими прогулками, а также катаясь на роликовых коньках, велосипедах, самокатах и гироскутерах.

Являясь единственным в России четырехуровневым сооружением подобного рода, Набережная — безусловно знаковый для нас проект, и мы хотим рассказать немного подробнее о его разработке.

Купание в Туре, пляж, 1950-е

Необходимость создания набережной в городе Тюмени назревала давно, мысли о благоустройстве берега реки звучали еще с 19 века. В советское время архитекторы также не раз поднимали этот вопрос на обсуждение, но сложность дорогостоящего проекта откладывала реализацию раз за разом. Крайними, кто предпринял попытку представить на суд профессиональной архитектурной общественности проект набережной для нашего города, был Екатеринбургский художественный фонд, но так как предлагаемые объемы несли существенную нагрузку на откос реки Туры, реализация проекта была признана нецелесообразной.

Вот как раньше выглядел берег Туры — он представлял собой неблаговидное зрелище:

Начало XX века

2007 год

И вот в марте 2008 года в ООО «Архитектурно-инженерная группа ИСТ» поступило предложение принять участие в разработке концепции архитектурного решения правого откоса берега Туры, и мы принялись за работу.

Основной целью при разработке проекта для нас являлось создание объекта с активным вовлечением его в процесс формирования социально-культурного развития города. Разработка архитектурно-планировочной организации и функциональное приспособление строились на максимальном раскрытии и сохранении существующего природного ландшафта.

В процессе работы над проектом был выделен ряд основных задач:
1. Набережная должна соответствовать современному облику областной столицы.
2. Должны быть созданы условия для отдыха горожан круглый год, в любое время суток.
3. Нужно предусмотреть возможность проведения здесь массовых зрелищно-развлекательных мероприятий.

Первые наброски

Крайне важной задачей являлось предусмотреть подъем воды в период половодья и грамотное и эффективное берегоукрепление, о необходимости которого речь шла уже давно. Перепад высот правобережья Туры от нижней точки до верхней бровки — 27 метров. Почти на самом краю которой стоят жилые дома и административные здания. Если летний уровень воды держится в среднем на отметке +50 м, то весеннее половодье река поднимается до отметки +55 м, а периодически, раз в 30-40 лет, заливает и отметку +58 м.

Согласно проведенному анализу окружающей застройки и транспортной инфраструктуры были определены направления основных пешеходных потоков, определена приблизительная плотность посещения набережной и проведено функциональное зонирование территории. Предусмотрены основные и второстепенные спуски к воде, парковки, развлекательные, парковые и спортивные зоны.

На территорию набережной организовано несколько автомобильных съездов. Вдоль всей набережной планировалось разместить проезды для инженерного обслуживания территории, а также подъезда машин скорой помощи и пожарной охраны.

Пешеходные пути, учитывая крутой спуск к реке, решаются системой дорожек, пандусов и лестниц. На протяжении всей набережной расположен ряд автомобильных стоянок и парковок, полностью обеспечивающих потребность в них для посетителей рекреационной зоны.

Вся территория набережной доступна для посещения для инвалидов и других маломобильных групп населения. Для этого проектом предусмотрена система пандусов и дорожек, обеспечивающих беспрепятственное передвижение по территории данной группы населения.

На протяжении всей набережной в качестве конструктивного элемента берегоукрепления применяются подпорные стенки, которые являются также неотъемлемой частью системы благоустройства территории, ее важнейшим декоративным элементом.
Вертикальные поверхности подпорных стенок предлагалось использовать для размещения:
— барельефов.
— скульптурно-монументальных композиций;
— информации о почетных гражданах города Тюмени;
— композиций ключевых моментов истории города и знаковых памятников архитектуры;

Для насыщения пространства декоративными элементами проектом предусмотрены различные малые архитектурные формы.
Проектом разработаны различные варианты скамей и их компоновка в пределах различных зон набережной.
Ограждения занимают не последнюю роль в формировании архитектурно-художественных образов разных зон набережной. Применение различного рисунка и геометрии элементов ограждений должны разнообразить визуальное восприятие территории и создать ряд благоприятных эстетических элементов благоустройства. Проектом также предлагалось использовать различные формы поручней ограждений.

Элементы уличного освещения (фонари) призваны не только выполнять свою утилитарную функцию – функцию освещения, но и создавать характерную архитектурную и художественную среду для различных зон. Фонари являются важнейшими вертикальными доминантными элементами пешеходных пространств, в связи с этим в проекте уделялось большое внимание их тематическому и функциональному подбору. Также они являются опорами для крепления систем видеонаблюдения и оповещения.

Решения освещения

Поскольку территория набережной является ландшафтно-парковой зоной здесь уделяется большое внимание озеленению. На территории была произведена посадка многолетних цветущих деревьев и кустарников, сформированы ландшафтные композиции из многолетних кустарников, цветов, камней. План посадки зеленых насаждений разработан при участии специалистов-дендрологов. При проектировании данного раздела рабочего проекта было уделено особое внимание, так как озеленение в условиях Сибири является сложной и многолетней задачей.

Для обеспечения парковочных и стояночных мест вдоль всей набережной было предложено расположить несколько подземных и наземных паркингов.

Так в пределах второй очереди в центральной части террасы предлагалось размесить подземный паркинг на 230 машиномест, на склоне Масловского взвоза разместить паркинг на 160 машиномест в 3-х уровнях, а ниже вдоль основного проезда – открытую парковку на 80 автомобилей. Данное решение позволило бы обеспечить стояночными местами всех посетителей прогулочной зоны набережной. При размещении парковок было уделено особое внимание их корректному расположению по отношению к памятникам истории и культуры, находящимся на рассматриваемой территории.

В пределах третьей очереди организовывался съезд к двухуровневой парковке на набережной р. Тура. В районе архитектурно-строительного университета предлагалось расположить торгово-пешеходную галерею с паркингом на 60 машиномест.

Функциональное планирование территории определило возникновение трех очередей проектирования и строительства, а также насыщение их различными функциями. Это способствовало возникновению различия в них по многим параметрам: планировочным решениям, использованию объемно-пространственных композиций, системам озеленения, освещения и подсветки, применению малых архитектурных форм.

1

Первая очередь укрепления и благоустройства откоса правого берега реки Тура расположена в створе устья реки Тюменки и ул. Челюскинцев. На данном фрагменте набережной было решено провести зонирование таким образом:
1. Историческая зона размещена на протяжении от монастырского комплекса на улице Коммунистической до реки Тюменки. Это обусловлено окружающей застройкой и общим историческим развитием города.
2. На следующем участке, от реки Тюменки до Пешеходного моста, выделена экспозиционно-выставочная зона. Эта территория расположена на изгибе, откуда открывается замечательный вид на реку в обоих направлениях, также на этом участке предусмотрена многоуровневая парковка для посетителей набережной.
3. На территории от пешеходного моста до улицы Перекопской размещается историческо-музейная зона, связанная с музеем и мемориальной площадью на противоположной стороне улицы Республики.
4. Урбанизированная зона расположена на протяжении от улицы Перекопской до улицы Хохрякова. Эта территория является центральной частью на участке между мостами и именно в этом месте предполагалось организовать доступ на набережную одного из самых крупных пешеходных потоков.
5. Далее, на участке до моста по улице Дзержинского предполагалось разбить парк, организовав ландшафтно-рекреационную зону.

2

Вторая очередь расположена от моста по ул. Челюскинцев до ул. Свердлова. Большую часть рассматриваемой территории занимает терраса, расположенная вниз по Масловскому взвозу у подножия Ильинской церкви между объектом «Здание Народного дома» (резиденция Губернатора) и зданием пристани «Тура». Территория разделена на три функциональные зоны: губернаторская, историко-зкспозиционная и рекреационная.
Данный фрагмент набережной наиболее насыщен применением сложных объемно-планировочных решений при формировании пространства. Это связано с размещением на данной территории объектов культурного наследия и необходимости приспособления ее части для парковки автомобилей различного типа.
Губернаторская зона является ранее благоустроенной и проектом в нее изменения не вносились.
Историко-экспозиционная зона представляет собой территорию, на которой расположен комплекс пристанционных сооружений, в состав которого входят три кирпичных пакгауза и здание водонасосной станции. Проектом заложено предложение по созданию мемориально-художественных объектов на этой территории набережной реки с сохранением всех объектов культурного наследия.
На набережной предлагалось визуализировать несколько исторических сюжетов. Данное решение направлено на сохранение историко-культурной важности территории. В центральной части террасы расположить карту города в масштабе 1:100, которая будет являться прогулочной зоной «Город – музей», и одновременно нести функцию опознавательного элемента. Расположенные на территории здания-памятники отреставрировать и приспособить под музейные комплексы. Так, например, в здании первой водонасосной станции города можно было разместить музей техники. Вдоль набережной разместить объекты, характерные для данной территории – ямщицкую повозку, пароход, пробить «Царскую улицу».

3

Третья очередь благоустраиваемой территории расположена от устья реки Тюменка до устья реки Бабарынка, включая участок возле пешеходного моста. Продолжительная часть данного участка набережной расположена у подножия Троицкого монастыря и вдоль расположенного на верхней бровке берега Архитектурно-строительного университета. Это обусловило и функциональное назначение территории. Здесь проектом предлагалось восстановить фрагмент существующего ранее «Дунькиного сада», разбить сад камней, установить ротонды и беседки, на одной из подпорной стенок разместить барельефную композицию «Панорама правителей мира», устроить аналогичную, предлагаемым в первой и второй очередях торгово-пешеходную галерею.
На территории за Троицким монастырем ранее было предложено разместить историко-культурный комплекс «Исторический срез». Территория благоустраиваемой набережной примыкает к данному комплексу и эти две важные в градостроительном отношении для города территории могут быть объединены едиными элементами благоустройства.

Также стоит отметить, что логичным развитием стала разработка проекта благоустройства левого откоса берега реки Туры, который еще предстоит реализовать. По нему левый берег отведен по спортивно-оздоровительный парк с организацией спортивных площадок, беговых и велодорожек, детских игровых площадок и прогулочных зон.