Набережная реки Туры
Проект: 2008-2012
Реализация: 2009-2018
Заказчик: ГКУ ТО «Управление капитального строительства», г. Тюмень
Генпроектировщик: ОАО «Сибречпроект», г. Новосибирск
Руководитель проекта: архитектор Минулин И. Г.
Идейный вдохновитель концепции: архитектор Алексеев С. А.
Помощники: архитекторы-техники Сергеев В. В., Чумаков А. И.
Воплощали идею: архитекторы Сизикова И. А., Вяткин С. П.
Комплексное решение сохранения памятников: архитектор Минулина Е. Г.
Свой вклад внесли: архитекторы Скворцов К. С., Пиняева Л. М.
Конструктивные решения части объектов: инженеры Гафаров Р. Ш., Мхитарян С. И.
Сегодня Набережная реки Туры уже стала своеобразной визитной карточкой Тюмени и любимым местом для жителей и гостей города. Здесь проходят городские фестивали и праздники, ежедневно тысячи людей проводят здесь своё время за пешими прогулками, а также катаясь на роликовых коньках, велосипедах, самокатах и гироскутерах.
Являясь единственным в России четырехуровневым сооружением подобного рода, Набережная — безусловно знаковый для нас проект, и мы хотим рассказать немного подробнее о его разработке.
Вот как раньше выглядел берег Туры — он представлял собой неблаговидное зрелище:
В процессе работы над проектом был выделен ряд основных задач:
1. Набережная должна соответствовать современному облику областной столицы.
2. Должны быть созданы условия для отдыха горожан круглый год, в любое время суток.
3. Нужно предусмотреть возможность проведения здесь массовых зрелищно-развлекательных мероприятий.
Крайне важной задачей являлось предусмотреть подъем воды в период половодья и грамотное и эффективное берегоукрепление, о необходимости которого речь шла уже давно. Перепад высот правобережья Туры от нижней точки до верхней бровки — 27 метров. Почти на самом краю которой стоят жилые дома и административные здания. Если летний уровень воды держится в среднем на отметке +50 м, то весеннее половодье река поднимается до отметки +55 м, а периодически, раз в 30-40 лет, заливает и отметку +58 м.
Согласно проведенному анализу окружающей застройки и транспортной инфраструктуры были определены направления основных пешеходных потоков, определена приблизительная плотность посещения набережной и проведено функциональное зонирование территории. Предусмотрены основные и второстепенные спуски к воде, парковки, развлекательные, парковые и спортивные зоны.
На территорию набережной организовано несколько автомобильных съездов. Вдоль всей набережной планировалось разместить проезды для инженерного обслуживания территории, а также подъезда машин скорой помощи и пожарной охраны.
Пешеходные пути, учитывая крутой спуск к реке, решаются системой дорожек, пандусов и лестниц. На протяжении всей набережной расположен ряд автомобильных стоянок и парковок, полностью обеспечивающих потребность в них для посетителей рекреационной зоны.
Вся территория набережной доступна для посещения для инвалидов и других маломобильных групп населения. Для этого проектом предусмотрена система пандусов и дорожек, обеспечивающих беспрепятственное передвижение по территории данной группы населения.
Вертикальные поверхности подпорных стенок предлагалось использовать для размещения:
— барельефов.
— скульптурно-монументальных композиций;
— информации о почетных гражданах города Тюмени;
— композиций ключевых моментов истории города и знаковых памятников архитектуры;
Для насыщения пространства декоративными элементами проектом предусмотрены различные малые архитектурные формы.
Проектом разработаны различные варианты скамей и их компоновка в пределах различных зон набережной.
Ограждения занимают не последнюю роль в формировании архитектурно-художественных образов разных зон набережной. Применение различного рисунка и геометрии элементов ограждений должны разнообразить визуальное восприятие территории и создать ряд благоприятных эстетических элементов благоустройства. Проектом также предлагалось использовать различные формы поручней ограждений.
Решения освещения
Так в пределах второй очереди в центральной части террасы предлагалось размесить подземный паркинг на 230 машиномест, на склоне Масловского взвоза разместить паркинг на 160 машиномест в 3-х уровнях, а ниже вдоль основного проезда – открытую парковку на 80 автомобилей. Данное решение позволило бы обеспечить стояночными местами всех посетителей прогулочной зоны набережной. При размещении парковок было уделено особое внимание их корректному расположению по отношению к памятникам истории и культуры, находящимся на рассматриваемой территории.
В пределах третьей очереди организовывался съезд к двухуровневой парковке на набережной р. Тура. В районе архитектурно-строительного университета предлагалось расположить торгово-пешеходную галерею с паркингом на 60 машиномест.
Первая очередь укрепления и благоустройства откоса правого берега реки Тура расположена в створе устья реки Тюменки и ул. Челюскинцев. На данном фрагменте набережной было решено провести зонирование таким образом:
1. Историческая зона размещена на протяжении от монастырского комплекса на улице Коммунистической до реки Тюменки. Это обусловлено окружающей застройкой и общим историческим развитием города.
2. На следующем участке, от реки Тюменки до Пешеходного моста, выделена экспозиционно-выставочная зона. Эта территория расположена на изгибе, откуда открывается замечательный вид на реку в обоих направлениях, также на этом участке предусмотрена многоуровневая парковка для посетителей набережной.
3. На территории от пешеходного моста до улицы Перекопской размещается историческо-музейная зона, связанная с музеем и мемориальной площадью на противоположной стороне улицы Республики.
4. Урбанизированная зона расположена на протяжении от улицы Перекопской до улицы Хохрякова. Эта территория является центральной частью на участке между мостами и именно в этом месте предполагалось организовать доступ на набережную одного из самых крупных пешеходных потоков.
5. Далее, на участке до моста по улице Дзержинского предполагалось разбить парк, организовав ландшафтно-рекреационную зону.
Вторая очередь расположена от моста по ул. Челюскинцев до ул. Свердлова. Большую часть рассматриваемой территории занимает терраса, расположенная вниз по Масловскому взвозу у подножия Ильинской церкви между объектом «Здание Народного дома» (резиденция Губернатора) и зданием пристани «Тура». Территория разделена на три функциональные зоны: губернаторская, историко-зкспозиционная и рекреационная.
Данный фрагмент набережной наиболее насыщен применением сложных объемно-планировочных решений при формировании пространства. Это связано с размещением на данной территории объектов культурного наследия и необходимости приспособления ее части для парковки автомобилей различного типа.
Губернаторская зона является ранее благоустроенной и проектом в нее изменения не вносились.
Историко-экспозиционная зона представляет собой территорию, на которой расположен комплекс пристанционных сооружений, в состав которого входят три кирпичных пакгауза и здание водонасосной станции. Проектом заложено предложение по созданию мемориально-художественных объектов на этой территории набережной реки с сохранением всех объектов культурного наследия.
На набережной предлагалось визуализировать несколько исторических сюжетов. Данное решение направлено на сохранение историко-культурной важности территории. В центральной части террасы расположить карту города в масштабе 1:100, которая будет являться прогулочной зоной «Город – музей», и одновременно нести функцию опознавательного элемента. Расположенные на территории здания-памятники отреставрировать и приспособить под музейные комплексы. Так, например, в здании первой водонасосной станции города можно было разместить музей техники. Вдоль набережной разместить объекты, характерные для данной территории – ямщицкую повозку, пароход, пробить «Царскую улицу».
Третья очередь благоустраиваемой территории расположена от устья реки Тюменка до устья реки Бабарынка, включая участок возле пешеходного моста. Продолжительная часть данного участка набережной расположена у подножия Троицкого монастыря и вдоль расположенного на верхней бровке берега Архитектурно-строительного университета. Это обусловило и функциональное назначение территории. Здесь проектом предлагалось восстановить фрагмент существующего ранее «Дунькиного сада», разбить сад камней, установить ротонды и беседки, на одной из подпорной стенок разместить барельефную композицию «Панорама правителей мира», устроить аналогичную, предлагаемым в первой и второй очередях торгово-пешеходную галерею.
На территории за Троицким монастырем ранее было предложено разместить историко-культурный комплекс «Исторический срез». Территория благоустраиваемой набережной примыкает к данному комплексу и эти две важные в градостроительном отношении для города территории могут быть объединены едиными элементами благоустройства.